Пассажирский лифт, как неотъемлемая часть современного строительства

В современном строительстве особое внимание уделяется междуэтажному сообщению, позволяющему пассажирам комфортно подниматься на сотни метров вверх. Поэтому и не удивительно, что города Украины, впрочем, как и другие города мира, становятся все выше и выше. Такая эффективная мобильность в зданиях достигается благодаря усовершенствованным лифтовым системам, основанных на новых технологиях, энергосберегающих и скоростных решениях. Да, сегодня пассажирские лифты уже не те простые конструкции, с помощью которых на арену Колизея поднимали гладиаторов, а технически оснащены, с повышенной производительностью и большой пропускной способностью. Они полностью безопасны в эксплуатации и имеют оригинальный дизайн.

Определение и виды пассажирских лифтов

Определение и виды пассажирских лифтов

Пассажирский лифт - один из разновидностей стационарных грузоподъемных машин. И хотя он представляет собой сложное инженерное сооружение, оборудование имеет повышенную степень безопасности и простое управление. Оно обеспечивает межэтажное вертикальное или наклонное перемещение людей и небольших грузов, находящихся на специальных платформах, которые передвигаются по жёстким направляющим. Лифты производятся в соответствии с расчетом пассажиропотока и компоновки, рассчитаны для установки в многоэтажных общественных и жилых зданиях, а также в атриумных, промышленно-производственных строениях и малоэтажном частном строительстве.

По типу привода пассажирского лифта

По типу привода оборудование данной категории можно разделить следующим образом:

  1. Классические пассажирские лифты на основе электрики с тяговыми канатами, которые работают от электродвигателя переменного или постоянного тока. Кабина в них приходит в движении с помощью лебедки;
  2. Мощные гидравлические лифты, в качестве подъемного механизма у них служит гидропривод поступательного движения. Рабочая жидкость подается при помощи электронасоса, при этом подъем кабины обеспечивается под действием давления потока масла, поступающего от гидроагрегата, а движение вниз происходит за счет силы тяжести и масло сливается обратно в резервуар. Гидравлические модели значительно уступают электрическим, но с их помощью можно решать сложные технологические задачи: полное отсутствие шахты, вход и выход на сопредельных стенках, бесшумность работы, возможность установки при наличии одной несущей стены.

По способу расположения машинного помещения лифта

По способу расположения пассажирские лифты могут быть без отдельного машинного отделения и с машинным помещением, которое располагается над шахтой лифта, под шахтой или сбоку от нее. На мировом рынке все чаще появляются необычные конструкции без машинного помещения, позволяющие использовать любую геометрию шахты, а также варианты с малогабаритными лебедками в редукторном и безредукторном исполнении. Основным преимуществом данной концепции является низкий уровень шума и снижение стоимости строительных работ. Первооткрывателем таких систем можно назвать торговую фирму KONE, которая в начале 1996 года разработала и приступила к производству подъемного оборудования без машинного помещения с внедрением нового принципа передачи движения от канатоведущего шкива к кабине. В 2000 году компания OTIS применила в конструкции привод Gen2 и заменила традиционные металлические тросы полиуретановыми ремнями высокой удельной прочности, которые армированы сверхтонкими стальными канатами. За счет такого решения стало возможным обустроить небольших размеров лебедку и снизить шумность работы лифта.

Современные технологии в лифтостроении

Современные технологии в лифтостроении

Энергоэффективные решения

Новые технологии производства пассажирских лифтов позволяют использовать системы, снижающие потребление энергии подъемных машин на 60%, а рекуперативные приводы обеспечивают эффективную регенерацию и возвращают в систему до 35% использованной лифтами энергии. Процесс генерирования происходит во время движения кабины вниз и вверх при определенных условиях: при сильно нагруженной кабине и движении вниз, когда противовес значительно легче кабины или при слегка нагруженной и пустой кабине при движении вверх. Очень важно, что такая возможность может быть внедрена даже в старый существующий лифт, что позволяет снизить эксплуатационные затраты на содержание зданий.

Скорость и высота пассажирского лифта

Когда первый электрический лифт Сименса и Гальске мог подниматься за 11 секунд на высоту до 22 метров, то сегодня скорость их передвижения может превышать 4 м/с, что является идеальным вариантом для больших высоток. Самый скоростной лифт был установлен в 2004 году в столице Тайваня, он доставляет пассажиров на 101 этаж небоскреба “Тайбэй 101”, высота которого 509 м. Вы не поверите, но максимальная скорость его подъема - 16,5 м/с. Неудивительно, что при таких показателях пришлось внедрять в схему кабины систему нормализации барометрического параметра воздуха, что обеспечивает повышенный психологический комфорт пассажирам. Для скоростных машин были разработаны технологии Active Roller Guide System, которые управляют вибрацией и аэродинамические капсулы, снижающие уровень шума в быстро движущейся кабине.

Производительность пассажирских лифтов

Увеличить КПД и пропускную способность пассажирских лифтов решили не только за счет скорости, но и за счет расширения параметров кабины, двухпалубных лифтов и лифтов-напарников, которые используют одну шахту.

Как видите, пассажирские лифты постоянно совершенствуются, позволяя архитекторам решать самые сложные задачи в современном строительстве.